Описание коробки подач

Коробка подач предназначена для изменения величины рабочих подач стола, салазок и консоли и сообщения этим узлам быстрых перемещений.

При описании кинематической схемы было отмечено, что станки имеют 18 различных подач. Продольные и поперечные подачи одинаковы, в то время как вертикальные подачи в три раза меньше.

Коробка подач представляет собой самостоятельный узел, смонтированный с левой стороны консоли, к которой она привертывается винтами и фиксируется двумя контрольными штифтами. К корпусу коробки подач прифланцована коробка переключения подач, имеющая в передней части лимб из пластмассы с обозначением величины подач и грибок для переключения.

Корбка подач

6м82

Корбка подач

Указанные на лимбе значения подач относятся к продольным и поперечным подачам стола.

Переключение подач осуществляется в следующем порядке:

Грибок должен быть обязательно дослан вперед до конца, так как недоведение грибка до конечного положения влечет за собой неполное зацепление зубчатых колес коробки подач и самопроизвольное выключение подачи.

Валы и некоторые зубчатые колеса коробки подач монтируются в основном на подшипниках качения.

Развертка корбки подач

6м82

Развертка корбки подач

Коробка подач обеспечивает получение 18 подач.

Вилки переключаемых зубчатых колес крепятся на рейках, передняя часть которых выступает из корпуса коробки подач и входит в корпус коробки переключения.

Вилки корбки подач

6м82

Вилки корбки подач
Механизм переключения подач

6м82

Механизм переключения подач

Передняя часть реек выполнена и виде ступенчатых штифтов, диаметры ступеней которых соответственно увязаны с диаметрами отверстий в диске переключений, а длины ступеней — с ходами переключаемых зубчатых колес.

Каждая рейка имеет парную, более короткую рейку, связанную с первой цилиндрическим зубчатым колесом.

Осевое перемещение одной рейки заставляет парную рейку через зубчатое колесо двигаться в обратном направлении.

Оси реек расположены в двух вертикальных плоскостях, а оси зубчатых колес сведены к одному сквозному отверстию 1.

Реечные зубчатые колеса переключения подач

6м82

Реечные зубчатые колеса переключения подач

Ввиду достаточно сложной установки зубчатых колес и реек демонтаж валика 1 рекомендуется проводить только в случае крайней необходимости.

Благодаря обильной смазке зубчатых колес масло затекает в реечные зубчатые колеса и посадочные отверстия реек и вытекает обратно через предусмотренное для этой цели дренажное отверстие 2 и соединяющееся с ним отверстие с торца коробки подач, имеющее наружную зенковку.

Засорение этих отверстий краской или грязью приводит к вытеканию масла из корпуса коробки подач и из-под плоскости стыка корпуса коробки переключения с корпусом коробки подач. При демонтаже следует обратить особое внимание на состояние вышеуказанных отверстий.

Оси шести реек расположены в определенном порядке относительно оси диска переключения. При этом рейки, переключающие два тройных блока зубчатых колес, находятся против соответствующих концентрических рядов отверстий диска переключения. Рейки для переключения переборного зубчатого колеса находятся против торца ступицы диска переключения, на котором имеются выступ и впадина.

Диск переключения

6м82

Диск переключения

Положение реек по отношению к диску переключения видно на рисунке (сечения реек заштрихованы):

В зависимости от положения диска переключения каждая рейка перемещается в прямом или обратном направлении или остается без движения, что создает необходимые комбинации в зацеплении зубчатых колес для получения 18 подач.

Для того чтобы произвести переключения, необходимо отвести диск переключения (при этом концы реек выходят из отверстий диска), повернуть его на необходимый угол и вдвинуть на прежнее место. При вдвигании диск, воздействуя на концы реек, производит переключение зубчатых колес.

Для обеспечения надежности работы диска и отсутствия люфтов в рейках (во включенном состоянии) торцовое биение диска при измерении по краю его торца не должно превышать 0,4 мм.

Несмотря на наличие в коробке подач одних только прямозубых колес, могут иметь место некоторые осевые усилия, стремящиеся сдвинуть диск переключения. Для предотвращения этого применено специальное замковое устройство.

Валик 2 запирается во включенном положении двумя шариками 8 и втулкой 7.

Для того чтобы освободить валик 2, необходимо нажать на кнопку 6. При этом кольцевая проточка валика 4 окажется против шариков 8. В этот момент валик 2 легко вытягивается.

Фиксация поворота диска переключения производится шариком 9 через фиксаторную втулку 3 с восемнадцатью зенкованными отверстиями, связанную шпонкой с валиком 2.

Усилие фиксации может регулироваться подвертыванием резьбовой пробки, поджимающей пружину шарика.

Для полной гарантии осуществления переключения предусмотрено кратковременное включение электродвигателя подачи. Для этой цели в корпусе коробки переключения подач помещен конечный выключатель, обеспечивающий включение электродвигателя и проворот зубчатых колес коробки подач при переключении. Воздействие на конечный выключатель осуществляется диском переключения при отводе грибка на себя. Во время поворота лимба для установки его на требуемую величину подачи электродвигатель остается включенным и отключается при движении диска вперед, то-есть при досылании грибка переключения. Таким образом, переключение происходит при проворачивающихся по инерции зубчатых колесах коробки подач, что исключает возможность упора зубчатых колес.

Доступ к конечному выключателю осуществляется через окно в корпусе коробки переключения, закрывающееся штампованной крышкой.

Конечный выключатель имеет две пары контактов.

Первая пара для проворота зубчатых колес коробки подач обеспечивает включение электродвигателя подачи при отведенном диске, вторая пара осуществляет электрическую блокировку включения электродвигателя с включением подачи (рабочих перемещений) в момент переключения.

Электродвигатель не может включаться при переключении подач, если какая-либо из рукояток включения продольной, поперечной или вертикальной подач выведена из нейтрального положения. Благодаря этому исключается возможность перемещения узлов в момент переключения подач.

Работа вала предохранительной и фрикционной муфт

Получаемые в результате переключения восемнадцать различных скоростей зубчатого колеса 15 передаются на последний вал Vl коробки подач через шариковую предохранительную муфту 1, кулачковую муфту рабочего хода 3 и втулку 2, жестко соединенную с кулачковой муфтой 3 и с валом 11. Кроме того, с валом 11 шпонкой связана втулка 8, передающая валу 11 при выключенной кулачковой муфте и включенной фрикционной муфте быстрое вращение.

При монтаже необходимо проверять затяжку гайки 12. Корпус фрикционной муфты должен свободно вращаться между зубчатым колесом 10 и упорным подшипником.

На игольчатых подшипниках смонтирована фланцевая кулачковая втулка 1 предохранительной муфты, которая при помощи шариков, поджимаемых пружинами, соединена с зубчатым колесом (число зубьев z=-40), являющимся корпусом муфты и находящимся в постоянном зацеплении с переборным зубчатым колесом 15.

При перегрузке механизма подач двенадцать шариков, находящихся в контакте с отверстиями фланцевой кулачковой втулки, сжимают пружины и выходят из контакта с отверстиями фланца, вследствие чего зубчатое колесо (z=-40) начинает проскальзывать относительно фланцевой кулачковой втулки и рабочая подача прекращается.

В осевом направлении предохранительная муфта стянута гайкой и зафиксирована стопорным винтом. Кольцо, застопоренное штифтом на хвостовике фланцевой втулки, устраняет скольжение по торцу нажимной гайки в периоды срабатывания предохранительной муфты, и таким образом исключается возможность свертывания гайки и поломки.

При регулировании предохранительной муфты снимается крышка 2 и вывертывается пробка 1. На место пробки вставляется стальной стержень так, чтобы конец его вошел в одно из отверстий, засверленных на наружной поверхности гайки, которая таким образом застопоривается.

При помощи плоского стержня через окно крышки фрикциона повертывается за зубья зубчатое колесо (z=40).

Регулирование считается правильным, если при встречном фрезеровании цилиндрической фрезой диаметром 90 мм и с числом зубьев 8 удается фрезеровать чугун при ширине фрезерования 100 мм, глубине фрезерования 10 мм, с числом оборотов в минуту 50 — для станков моделей 6М82 и 6М82Г и 63 — для станка модели 6М82ГБ и подачей 175- 200 мм/мин. При этом режиме муфта может периодически прощелкивать. Округленно (с запасом) можно рекомендовать регулирование муфты на крутящий момент 2000 кг/см.

Быстрое вращение передается от электродвигателя через паразитные зубчатые колеса, минуя коробку подач, зубчатому колесу 9 , которое, таким образом, имеет постоянное число оборотов.

Зубчатое колесо 9 сидит на хвостовике корпуса фрикциона.

Корпус фрикциона смонтирован на игольчатых подшипниках и постоянно вращает стальные каленые диски толщиной 1,5 мм, входящие в пазы корпуса. Между этими дисками чередуются диски такой же толщины, сцепленные со втулкой 8.

При нажатии кулачковой муфты 3 на торец втулки 4 и через гайку на диски 6 и 7 последние, сжимаясь, передают быстрое вращение от корпуса фрикциона валу 11 и зубчатому колесу 10.

В связи с тем, что при включенном фрикционе действует значительное осевое усилие, корпус фрикциона опирается на упорный шарикоподшипник.

Система вала 11 находится под переменным нагрузками включения, при этом усилие включения кулачковой муфты подач воздействует на радиальный шарикоподшипник, закрепленный в корпусе, и поэтому при ремонте необходимо устранять возникающие люфты в узле подшипника качения.

Смазка коробки подач

Смазка механизма коробки подач производится разбрызгиванием масла, подводимого трубкой из консоли.

Кроме того, от насоса консоли через отверстие в плоскости стыка коробки подач и консоли масло подводится к распределителю коробки подач с тремя выходными трубками. Две трубки подают масло к игольчатым подшипникам ,а третья к маслоуказателю, который контролирует подачу масла к механизмам консоли и коробки подач.

Работа масляной системы считается хорошей, если масло хотя бы частично заполняет очко маслоуказателя; это значит, что масло поступает обильно и не успевает вытекать.

Работа масляной системы признается также удовлетворительной, если из подводящей трубки видна в очко маслоуказателя небольшая струйка масла, стекающая по стенке, хотя уровень масла в указателе отсутствует.

Для достижения плотности стыка коробки подач и консоли разрешается установка ее на краску, если прокладка не дает достаточной маслонепроницаемости.

Устранение возможных неполадок в коробке подач

Неполадка: Причина: Способ устранения:
При включении подачи прощелкивает предохранительная муфта и останавливается электродвигатель от перегрузки; при реверсировании включение почти нормальное. Из своего гнезда вывернулся фиксатор 5, запирающий гайку регулирования зазора в дисках, вследствие чего при включении подачи гайка, самопроизвольно завертываясь, затягивает диски фрикционной муфты, то есть имеет место включение фрикциона одновременно с подачей. Открыть крышку 2 коробки подач, отрегулировать гайку 16 таким образом, чтобы суммарный зазор между дисками 6 и 7 был в пределах 2 — 3 мм, ввернуть фиксатор 5 на место и законтрить его шплинтом.
В начале фрезерования слышен треск внутри коробки подач. Ослабление поджима штифтов предохранительной муфты. Необходимо отрегулировать муфту, как указывалось выше.
Двигатель подачи работает, но нет движения подачи, в то время как быстрый ход включается Не до конца включен грибок и не сцепилась кулачковая муфта. Довести грибок до конца, в дальнейшем следить за включением, в противном случае на половине диапазона подач зубчатые колеса будут работать не по всей ширине.
Двигатель подачи работает с перегрузкой; при снятии крышки 2 виден дым или пар. Мал зазор в дисках фрикциона, диски сильно греются. Дать остыть дискам и отрегулировать необходимый зазор между дисками с таким расчетом, чтобы он был равен 2 — 3 мм.