Описание коробки скоростей

Коробка скоростей смонтирована непосредствен о в корпусе станины (в верхней ее части) и управляется с помощью вставной коробки переключения, расположенной с левой стороны станины.

Для осмотра коробки скоростей достаточно снять крышку, находящуюся с правой стороны станины.

Шпиндель станка представляет собой трехопорный вал. Небольшие по длине пролеты и значительный диаметр сечений обеспечивают необходимую виброустойчивость и жесткость шпинделя.

Коробка скоростей

6м82

Коробка скоростей

Основными подшипниками, определяющими геометрическую точность шпинделя, являются радиальный двухрядный роликоподшипник № 3182122 класса точности А и радиально-упорные шарикоподшипники № 46215 (ГОСТ 831 — 54) класса точности В.

Для предотвращения от осевых смещений шпиндель зафиксирован двумя шайбами, привернутыми к поперечной стенке станины и охватывающими радиально-упорные шарикоподшипники. Зазор в этих подшипниках регулируется подшлифовкой промежуточных колец.

Регулирование зазора в переднем подшипнике шпинделя производится подтягиванием гайки, расположенной в средней части шпинделя.

При подтягивании гайки внутренняя обойма радиального роликоподшипника, перемещаясь по конусу, деформируется, увеличиваясь в диаметре, вследствие чего происходит уменьшение зазора. Перемещение внутренней обоймы роликоподшипника происходит до упора в полукольцо и бурт шпинделя.

При появлении повышенного люфта в переднем подшипнике полукольца необходимо подшлифовать, после чего подтянуть гайку.

Для доступа к этой гайке рекомендуется сдвинуть хобот и снять крышку, находящуюся под хоботом в верхней части станины.

Хорошая работа подшипников определяется отсутствием заметного люфта и повышенного нагрева при наибольшем числе оборотов.

Подшипник третьей опоры шпииделя не оказывает решающего влияния на точность и служит спорой, поддерживающей хвостовик шпинделя.

При установке фланца переднего подшипника на место (после демонтажа) рекомендуется ввести прокладку из ватмана для ликвидации подтеков масла из-под фланца.

Предшпиндельный вал, на котором смонтированы два передвижных блока, для большей жесткости и виброустойчивости расположен также на трех опорах.

В процессе эксплуатации необходимо следить за посадкой и надежностью крепления пружинных колец, а также за остаточными деформациями валов. Остаточные деформации должны составлять не больше 0,04 мм (по биению вала).

Первый вал коробки скоростей соединяется с валом двигателя упругой муфтой, допускающей несоосность в установке двигателя до 0,5 — 0,7 мм.

Упругая муфта имеет стандартное исполнение с кожаными кольцами, которые нужно менять по мере износа.

Коробка скоростей смонтирована на шарикоподшипниках и одном двухрядном роликоподшипнике.

Смазка коробки скоростей

Смазка зубчатых колес и подшипников коробки скоростей осуществляется от плунжерного насоса, установленного внутри станины и приводимого в действие эксцентриком, pасположенном на среднем валу коробки скоростей. Корпус насоса центрируется своим буртом в упорном фланце подшипники второго вала коробки скоростей

В корпусе насоса запрессована стальная каленая втулка 3, внутри которой ходит притертый поршень 4. На поршень снизу давит пружина 2, а сверху через пробку 5 воздействует эксцентрик, сообщающий порцию возвратно-поступательное движение. Нижний всасывающий и верхний нагнетательный клапаны подают за один полный ход около 5 г масла при общей производительности насоса около 2 л/мин.

Смазка коробки скоростей

6м82

Смазка коробки скоростей

Масло к насосу подводится от фильтра через вертикально расположенную стальную трубку.

Масло («индустриальное 30», ГОСТ 1707 — 51) заливается в масляный резервуар станины до середины маслоуказателя. По мере надобности уровень масла должен пополняться. В условиях двухсменной работы масло следует менять не реже двух раз в год.

Из нагнетательной полости насоса масло через стальную трубку подается в цилиндрический маслораспределитель, от которого поступает в отдельные точки смазки.

При излишней смазке на высоких оборотах подшипники нагреваются, поэтому достаточно, если на передний подшипник будет непрерывно поступать 0,5 г масла в минуту.

Ввернутая в маслораспределитель стальная трубка через имеющиеся в ней отверстия создает масляный дождь, обеспечивающий смазку механизмов коробки скоростей.

Смазка коробки скоростей

6м82

Смазка коробки скоростей

Масляный резервуар расположен в нижней части станины.

Под задним кожухом находятся угольник для заливки масла в станину и трубка для его слива; рядом, с левой стороны станины, расположен маслоуказатель, позволяющий наблюдать за уровнем масла. С левой же стороны расположен струйный маслоуказатель, контролирующии работу насоса смазки коробки скоростей.

Маслоуказатель

6м82

Маслоуказатель

При наблюдении в очко струйного указателя работа масляной системы считается удовлетворительной, если масло каплями вытекает из подводящей трубки; наличие струйки масла или заполнение маслом ниши указателя характеризует хорошую работу масляной системы.

Коробка переключения скоростей

Коробка переключения скоростей выполнена в виде самостоятельного узла, смонтированного на левой стенке станины. Коробка представляет собой чугунный открытый корпус с двумя внутренними поперечными стенками. На наружной плоскости коробки расположены лимб 3 из пластмассы с обозначением чисел оборотов шпинделя, стрелка-указатель 1 и кнопочная станция управления 2.

Коробка переключения скоростей: а- переключатель освещения включно-выключено; б- кнопка  Пуск шпинделя; в- кнопка Стоп шпинделя; г- кнопка Толчек шпинделя; д- кнопка Быстро стол.

6м82

Коробка переключения скоростей: а- переключатель освещения "включно-выключено"; б- кнопка " Пуск шпинделя"; в- кнопка "Стоп шпинделя"; г- кнопка " Толчек шпинделя"; д- кнопка "Быстро стол".

С нижней стороны коробки находится рукоятка 4.

Переключение скоростей осуществляется следующим образом:

Механизм рукоятки переключения

6м82

Механизм рукоятки переключения

При выборе требуемой скорости лимб может вращаться в любую сторону.

Для того чтобы торец зуба не уперся в торец зуба другого зубчатого колеса, перед досылкой рукоятки в первоначальное положение дается кратковременный импульс на электродвигатель главного движения от кнопки «Толчок» для проворачивания зубчатых колес коробки скоростей.

Переключение скоростей на ходу в связи с возможной поломкой зубчатых колес не допускается.

Пуск коробки скоростей необходимо производить только после установки рукоятки переключения 4 в первоначальное фиксированное положение.

В связи с перегрузкой двигателя от пусковых токов нельзя допускать слишком частого переключения скоростей — разрешается сделать только три переключения подряд, а дальнейшие — через 3- 5 мин каждое.

Рукоятка 4 во включенном положении удерживается за счет пружины 5 и шарика 3; при этом шип рукоятки входит в паз кольца 2.

Рейка, передвигаемая рукояткой коробки переключения при помощи сектора 1, заставляет через вилку 7 передвигаться главный валик 6, на конце которого находится диск переключения 5.

Разрез по главным осям коробки переключения

6м82

Разрез по главным осям коробки переключения

При движении рукоятки переключения на себя диск переключения 5 перемещается и освобождает штифты реек, переключающих зубчатые колеса коробки скоростей.

В этом положении (при отведенной на себя рукоятке переключения) диск переключения можно поворачивать вокруг своей оси, поворачивая лимб, который связан с ним парой конических зубчатых колес.

Фиксация лимба в установленном положении производится фиксатором 8, заскакивающим в пазы звездочки.

Совершенно необходимо во избежание неправильной установки скоростей после демонтажа правильно ввести в зацепление коническую пару зубчатых колес 2 и 3. Положение зубчатых колес может быть проверено или по кернам на торцах сопряженного зуба и впадины, или установкой лимба в положение скорости 31,5 об/мин и диска с вилками в положение 31,5 об/мин. (Для станка модели 6М82ГБ соответствующая скорость- 63 об/мин) .

Ввиду того что указанная операция не проста, не следует демонтировать конические зубчатые колеса без крайней необходимости.

Зазор в сцеплении конической пары не должен быть больше 0,2 мм, так как диск переключения за счет этого может повернуться до 1 мм.

Диск переключения имеет несколько рядов определенно расположенных отверстий. Против каждого ряда отверстий находятся штифты реек.

Рейки попарно сцепляются с реечными зубчатыми колесами. Нажимом диска на торец одна из пары реек перемещается в направлении движения диска, в то время как другая рейка — в обратном направлении. Каждая из реек, таким образом, получает возвратно-поступательное движение в зависимости от положения отверстий диска и соответственно перемещает вилки, закрепленные на рейках.

Вилки передвигают зубчатые колеса по шлицевым валам коробки скоростей. Монтаж реек и зубчатых колес коробки переключения учитывает необходимость сцепления определенных зубьев и представляет известную сложность, в связи с чем к демонтажу их можно прибегать только в крайних случаях.

Реечные зубчатые колеса

6м82

Реечные зубчатые колеса

Как показывает опыт необходимости в таком демонтаже нет; при ремонте станка достаточно ограничиться промывкой керосином и повторной смазкой механизма в целом и промывкой и смазкой втулок и зацепляющихся пар при выпрессованных пробках 1, 2 и 3.

Для смазки рекомендуется заполнить все пустоты консталином.

Конец каждой из реек, на которые воздействует диск переключения, выполнен в виде штифтов 4 с пружиной, развивающей усилие 5 — 10 кГ.

Пружины, сжимаясь в случаях попадания зуба на зуб, смягчают удар переключаемых зубчатых колес. Кроме того, при попадании зуба во впадину пружина разбирается и заставляет быстрее заскочить зуб одного зубчатого колеса во впадину другого.

После того как диск в процессе переключения придет в конечное положение и зафиксируется рукояткой, шип которой вошел в паз кольца 2, все пружины реек будут сжаты, а бурты штифтов упрутся в торцы реек, чем обеспечится жесткая фиксация вилок зубчатых колес.

Обкатывание станка без коробки переключения категорически воспрещается.

Отсутствие масляного дождя из смазочной трубки может вызвать недопустимый нагрев поверхностей пазов зубчатых колес и щечек вилок, что в свою очередь приведет к заеданию вилки и ее поломке или деформации.

Внимательное отношение к смазке станка гарантирует надежность и легкость работы коробки переключения.

Демонтаж коробки переключения должен начинаться с отключения станка от сети и снятия крышки кнопочной станции. После этого отсоединяются электрические провода от клемм. Для устранения ошибок при повторных соединениях провода и клеммы пронумерованы.

Для демонтажа в корпусе коробки предусмотрены резьбовые отверстия под рым-болты, нормально заглушенные резьбовыми пробками. Благодаря небольшому весу коробка может быть снята также без крана двумя слесарями.

При повторном монтаже коробки переключения для удобства введения вилок в пазы зубчатых колес необходимо снять крышку с противоположной стороны станины. Прежде чем монтировать коробку переключения на станине, необходимо проверить ее работу вне станка.

Кнопочная станция, находящаяся на коробке переключения, имеет четыре кнопки — «Стоп», «Шпиндель», «Быстро» и «Толчок» — и выключатель местного освещения.